Конституция
РФ: понятие и юридические признаки.
Конституция
РФ и конституции республик в составе РФ.
Уставы краев и областей в составе РФ.
Главные
принципы государственного строя
большинства демократических
государств закреплены в основных
закона„- конституциях, которые
являются важнейшими юридическими
источниками конституционного (государственного)
права этих стран. Конституции'
Регулируют общественные отношения,
которые связаны с осуществлением
государственной власти.
Конституция - это единый
основной нормативно-правовой акт, реже
совокупность нескольких основных
нормативно-правовых актов,
закрепляющих основы государственной
жизни. Сам термин "конституция"
берет свое начало от латинского (constitutio),
которое означает "установление",
"учреждение" и берет свое начало
еще в глубокой древности. Появление
конституций, в том виде в каком мы
привыкли их видеть сейчас, связано с
буржуазными революциями, с борьбой
буржуазии с феодализмом и
установлением буржуазной демократии и
законности.
Под
Конституцией РФ принято понимать
основной закон обладающий высшей
юридической силой и закрепляющий
основы: общественного строя,
государственного устройства,
взаимоотношений между государством и
личностью, основы организации и
деятельности системы государственных
органов РФ.
Конституция РФ отличается
особыми юридическими свойствами,
которые отличают ее от остального
текущего законодательства. К таким
свойствам относятся следующие
свойства.
Особым юридическим
свойством Конституции РФ является ее высшая
юридическая сила, которая
проявляется в том, что в случае
коллизии между конституционными
нормами и нормами других нормативно-правовых
актов, действуют нормы Конституции, а
акты противоречащие Конституции РФ
должны быть приведены в соответствие с
конституционными положениями либо
отменены.
Одним из юридических
признаков Конституции РФ 1993 года
является ее адекватный
характер общественным отношениям, которые
сложились в российском обществе.
Конституция РФ отражает переходный
этап в жизни российского общества и
противоречивый характер его
существования. В ней отражено то, что
достигнуто народами России:
многообразие форм собственности,
конкуренция, свобода экономической
деятельности, политический и
идеологический плюрализм, признание
прав и свобод человека и гражданина,
федеративное устройство, основанное на
самоопределении и равноправии народов,
самостоятельный статус местного
самоуправления и т.д.
Юридическим признаком
Конституции РФ является наличие
в ней основополагающих положений, которые
содержат нормы, регулирующие наиболее
важные общественные отношения и
служащие правовой основой для текущего
законодательства.
К юридическим признакам
Конституции РФ относится также ее прямое
действие. Это закреплено в ст. 15
Конституции. В соответствии с этим
конституционные нормы не нуждаются в
каком-либо ином правовом подтверждении.
Это придает им подлинно высшую
юридическую силу.
Юридическим свойством
Конституции РФ является также и то, что на
ее основе базируется все текущее
законодательство федерации и ее
субъектов.
И наконец к юридическим
свойствам Конституции РФ относится ее незыблемость
и бый порядок
ее принятия и изменения. Это
выражается в том, что Конституцией
установлен перечень
субъектов, которые наделены правом
вносить предложения о поправках и
пересмотре Конституции РФ. Такими
субъектами являются: Президент РФ,
Совет Федерации, Государственная Дума,
Правительство, законодательные (представительные)
органы субъектов, группы депутатов
Совета Федерации или Государственной
Думы численность одной пятой той или
другой палаты. Кроме того в Конституции
установлен особый порядок для
изменения глав 1,2 и 9 и глав с 3 по 8-ю.
Конституции республик Российской
Федерации являются
неотъемлемой составной частью
конституционно-правового
законодательства РФ. Конституции
республик в составе РФ действуют
только на территории данных субъектов.
В этих конституциях, также как и в
Федеральной Конституции, закреплены
такие же основополагающие принципы
конституционного строя. Федеральной
Конституции РФ и конституциям
республик присущи общие черты. Однако
эти конституции различаются между
собой по содержанию, объекту
регулирования, юридической силе,
территории действия, процедуре
принятия Однако несмотря на то, что
всем конституциям республик присущи
общие для них черты, все они отличаются
между собой и отражают специфику
исторических и национальных
особенностей данных республик.
Значительное число
конституций субъектов РФ было принято
еще в 1978 году. Причиной таких
конституционных реформ в республиках
РФ является то, что в данных
республиках происходят коренные
общественные преобразования связанные
с новыми условиями экономической и
политической жизни общества.
Республиканские конституции развивают
идеи заложенные Декларациях этих
республик о государственном
суверенитете и в Федеративном договоре
от 31 марта 1992 г.
Конституции
большинства республик определяют их
государственно-правовой статус в
строгом соответствии с федеральной
Конституцией и Федеративным договором.
Эти республики признают себя частью РФ.
Однако,
например, Конституция Башкортостана не
содержит нормы о том, что она является
составной частью России, а в
Конституции республики Татарстан
говорится о том, что республика входит
в РФ на правах ассоциированного члена.
flo сути дела в настоящее
время происходит формирование новой
системы конституционных актов
субъектов РФ. Под влиянием Конституции
РФ и по причине изменения статуса самих
республик, в конституции этих
республик вносились изменения
касающиеся организации
государственной власти, системы
органов государственной власти и
органов местного самоуправления.
Конституции республик подтверждают и
закрепляют уважение демократических
прав и свобод человека и гражданина и
устанавливают взаимную
ответственность гражданина и
государства.
В
республиканских конституциях
закрепляется административно-территориальное
устройство. Они исходят из признания
принципа разделения властей на
законодательную, исполнительную и
судебную и их взаимодействие.
Большинство конституций республик
признают верховенство Конституции и
других законов РФ.
Приоритетными
задачами социальной политики в
республиках РФ является достижение
благосостояния каждого человека и
всего общества в целом, раскрытие
творческого потенциала личности, а
также обеспечение человеку достойного
уровня жизни.
В
конституциях провозглашается
гарантированность прав и свобод
этнических общностей, которые
проживают на территории этих республик
РФ и особо упоминается историческая
ответственность государства за
развитие и благосостояния народов
проживающих на их территории.
Республиканские
конституции закрепляют и другие
положения, которые. отражают
специфические для этих государств
особенности.
Уставы краев и областей. В краях и областях, как
субъектах РФ, организация
государственной власти и местного
самоуправления строится как на основе
Конституции
РФ, конституционных
федеральных законов РФ, федеральных
законов РФ и других нормативно-правовых
актов федерального законодательства,
так и на основе уставов данных
субъектов и законодательства субъекта.
В уставе области или края обычно
учитываются специфические особенности
данной территории и проживающего на
ней населения. Устав субъекта РФ
регулирует организацию и деятельность
его государственных органов,
взаимоотношения государственных
органов субъекта между собой, а также
их взаимоотношения с общественными
объединениями. Уставы регулируют также
права и свободы граждан проживающих на
данной территории.
Уставы краев и областей имеют равную
юридическую силу и все они подлежат
одинаковой юридической защите.
|