Источники
(форма выражения) права.
Право
– это система правил (норм),
установленных или санкционированных
государством и охраняемых
принудительной силой государства.
Понятие «источник
права» в правовой литературе
рассматривают в
двух аспектах. Прежде всего под
источником права понимают ту силу,
которая создает право. Этой силой
является государственная власть в лице
государственных органов, наделенных
компетенцией принимать
государственные решения и оформлять их
в виде правовых норм. В другом аспекте
под источником права принято понимать
внешние формы выражения юридических
норм. Внешние формы – это официальные
государственные документы, в которых
закрепляются правовые нормы. Примером
этому могут послужить: конституция
страны, закон, принятый парламентом,
указ главы государства, постановление
правительства и т.д. В этих актах
закрепляются общеобязательные правила
поведения, которые распространяют свое
действие на все население страны.
Принято
выделять такие источники права, как:
1.
правовой обычай
2.
юридический
прецедент
3.
нормативно-правовой
акт
4.
нормативный договор
(договор с нормативным содержанием).
Правовой обычай.
Применение
правового обычая как нормы поведения
людей уходит в глубину веков истории
человечества. Правовой обычай
признается источником права в том
случае, когда он закрепляет уже давно
сложившиеся отношения, одобряемые
населением.
Правовой
обычай – это правило
поведения людей, сложившееся в жизни и
регулярно используемое людьми в их
взаимоотношениях и в результате
санкционированное государством в
качестве общеобязательного и
охраняемого государством.
Однако
государство санкционирует только
такие обычаи, которые отвечают
интересам общества и государства.
Право, состоящее из таких обычаев
называется обычным правом. Оно было
характерно для ранних
рабовладельческих и феодальных
государств. В рабовладельческих и
феодальных государствах
санкционирование обычаев происходило
через принятие судом решений по поводу
отдельных фактов. В современных
государствах применение правового
обычая очень ограничено и происходит
путем отсылки к данному обычаю в тексте
закона.
Юридический
прецедент.
Юридический
прецедент имеет широкое
распространение в странах с правовой
системой англосаксонского типа.
Под
юридическим прецедентом принято
понимать решение судебного или
административного органа по
конкретному делу, которому государство
может придать общеобязательный
характер.
В
правовых системах англосаксонского
типа наиболее распространен судебный
прецедент. В таких странах судебные
постановления по конкретным делам
служит ориентиром для решения
аналогичных дел другими делами в
будущем. Однако, следует иметь в виду,
что не все судебное решение может стать
прецедентом, а только та его часть,
которая отражает правовую позицию
судьи, которая положена в основу
судебного решения.
Нормативно-правовые
акты.
Нормативно-правовые
акты в современных государствах
занимают ведущее место в качестве
источника права. Нормативно-правовой
акт представляет собой документ,
издаваемый специально на то
уполномоченным (компетентным) органом
государства, содержащий
общеобязательные правила поведения, то
есть нормы права. К нормативно-правовым
актам следует отнести, например,
конституцию государства, собственно
конституционные законы, обычные законы,
указы главы государства, постановления
правительства и т.д. в отличие от других
источников права, нормативно-правовые
акты более оперативно реагируют на
изменяющиеся условия общественного
развития и позволяют государству
наиболее эффективно урегулировать
правом наиболее важные общественные
отношения. Нормативно-правовые акты
дают возможность недвусмысленно
фиксировать содержание правовых норм и
не допускать произвольного толкования
и применения норм права.
Нормативный
договор (договор с нормативным
содержанием).
Нормативные
договоры имеют место в основном в
международном праве, однако в
последнее время нормативные договоры
получили широкое распространение и во
внутреннем российском праве. Прежде
всего следует упомянуть Федеративный
договор об образовании Российской
Федерации 1992 года, а также двусторонние
договоры между РФ и ее отдельными
субъектами о перераспределении
предметов ведения и полномочий.
|