Граждане
как субъекты административного права
Правовой
статус граждан - как субъектов
административно - правовых отношений,
означает правовое положение
гражданина в его отношениях с
субъектами исполнительной власти,
которые регулируются нормами
государственного и административного
права.
Административно-правовой
статус граждан РФ устанавливается,
прежде всего Конституцией РФ и
нормативно-правовыми актами
представительных (законодательных)
органов государственной власти, а
также нормативных актов органов
исполнительной власти. Принято
различать общий и специальный
административно- правовой статус
гражданина.
Важнейшей
составной частью общего правового
статуса граждан РФ является их
административно-правовой статус. Права
и обязанности граждан в области
административного права имеют своим
источником конституционные права и
свободы и находят свое закрепление в
различных законах и подзаконных актах.
Содержание
административно - правового статуса
человека и гражданина составляют:
а)
совокупность ж прав и обязанностей,
закрепленных нормами
административного права;
б)
совокупность гарантий реализации этих
прав и обязанностей;
Общий
административно правовой статус во
многом равен для всех. Однако он может
быть составной частью одного или
некоторых специальных статусов, как
например студента, работника, жителя
закрытого города и т.д. Специальный
правовой статус развивает и дополняет
правовой статус человека. Но
специальный административной
дееспособностью является способность
лица своими действ»»ям»» осуществлять
права и обязанности, предусмотренные
нормами административного права, и
нести административную
ответственность.
Административная
дееспособность граждан РФ возникает
позже возникновения правоспособности
и увеличивается в
объеме по мере взросления человека.
Однако это зависит от физического и
интеллектуального развит»»я лица. Так,
например, даже ребенок дошкольного
возраста может самостоятельно
обратиться к врачу, может
самостоятельно реализовать право на
жалобу, а с шести лет сам реализовать
право на образование. С 1б лет.
наступает административная
деликтоспосбность, т.е. способность
лица сознавать значение
противоправных поступков и нести
юридическую ответственность.
Однако
в соответствии с законом общий и
специальньш административно-правовой
статус субъекта административного
права могут быть ограничены при
наступлении определенных
обстоятельств. К таким обстоятельствам
относятся :
1)
чрезвычайные обстоятельства связанные,
например. с массовыми беспорядками,
стихийными бедствиями и т.п.
2)
если это несовместимо с ж общественно
полезной деятельностью, как например
совмещение государственной службы с
предпринимательской деятельностью и т.п.;
3)
если это необходимо для обеспечения
государственной безопасности, как то
наличие пограничного режима в
приграничных зонах государства или
установления режима секретности на
предприятиях оборонного значения и т.п.;
4)
при совершении лицом неправомерных
действия которые могут повлечь.
например, лишение водительских прав
или лишение иного специального права.
административно-правовой
статус может и ограничивать и изменять
общий правовой статус. Например, статус
военнослужащего ограничивает его
общегражданских права. Его права
ограничены в области управления, для
военнослужащего установлен особый
порядок подачи жалобы. ограничена
свобода передвижения и выбор места
жительства и т.д.
Составными
частями административно правового
статуса индивидуального субъекта
является его административная
правосубьектность, а также его
реальные права и обязанности,
приобретенные в соответствии с нормами
административного права.
Правосубъектность - это во-первых ,способность
обладая ы правами и несения
обязанностей (правоспособность), а во -
вторых, это способность самостоятельно
осуществлять права и обязанности (дееспособность).
Административная
правоспособность - это способность
иметь права и обязанности,
закрепленные нормами
административного права. В отдельных
своём проявления административная
правоспособность возникает с момента
рождения человека: как например право
человека на имя, на медицинскую помощь,
на бесплатное обеспечение лекарствами
и т.д. Административная
правоспособность граждан не одинакова
и зависит от возраста, пола, состояния
здоровья. образования, места
жительства и т.д. Так, например,
воинскую обязанность в РФ способны
нести только лица мужского пола.
достигшие определенного возраста
состоящие в гражданстве РФ, здоровье
которых отвечает соответствующим
требованиям и т.д. Административная
правоспособность имеет свои
особенности которые состоят в
следующем:
1)
она регулируется нормами
административного права;
2)
ее смысл состоит в отношениях
индивидуальных субъектов с субъектами
исполнительной власти, регулируемых
норм административного права
3)
у конкретных лиц она возникает с
момента рождения;
4)
для различных лиц она может быть
неодинакова по объему.
Административной
дееспособностью является
способность лица своими действиями
осуществлять права и обязанность»»,
предусмотренные нормами
административного права, и нести
административную ответственность.
Административная
дееспособность граждан РФ
возникает позже возникновения
правоспособности и увеличивается в
объеме по мере взросления человека.
Однако это зависит от физического и
интеллектуального развития лица. Так,
например, даже ребенок дошкольного
возраста может самостоятельно
обратиться к врачу, может
самостоятельно реализовать право на
жалобу, а с шести лет сам реализовать
право на образование. С 1б лет.
наступает административная
деликтоспособность, т.е. способность
лица сознавать значение своих
противоправных поступков и нести
юридическую ответственность.
Однако
в соответствии с законом общий и
специальный административно-правовой
статус субъекта административного
права могут быть ограничены при
наступлении определенных
обстоятельств. К таким обстоятельствам
относятся :
1)
чрезвычайные обстоятельства связанные,
например. с массовыми беспорядками,
стихийными бедствиями и т.п.
2)
если это несовместимо с ж общественно
полезной деятельностью, как например
совмещение государственной службы с
предпринимательской деятельностью и т.п.;
3)
если это необходимо для обеспечения
государственной безопасности, как то
наличие пограничного режима в
приграничных зонах государства или
установления режима секретности на
предприятиях оборонного значения и т.п.;
4)
при совершении лицом неправомерных
действий которые могут повлечь.
например, лишение водительских прав
или лишение иного специального права.
|