Источники (форма выражения) права.

 

Право – это система правил (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых принудительной силой государства.

Понятие «источник права» в правовой литературе рассматривают  в двух аспектах. Прежде всего под источником права понимают ту силу, которая создает право. Этой силой является государственная власть в лице государственных органов, наделенных компетенцией принимать государственные решения и оформлять их в виде правовых норм. В другом аспекте под источником права принято понимать внешние формы выражения юридических норм. Внешние формы – это официальные государственные документы, в которых закрепляются правовые нормы. Примером этому могут послужить: конституция страны, закон, принятый парламентом, указ главы государства, постановление правительства и т.д. В этих актах закрепляются общеобязательные правила поведения, которые распространяют свое действие на все население страны.

Принято выделять такие источники права, как:

1.            правовой обычай

2.            юридический прецедент

3.            нормативно-правовой акт

4.            нормативный договор (договор с нормативным содержанием).

Правовой обычай.

Применение правового обычая как нормы поведения людей уходит в глубину веков истории человечества. Правовой обычай признается источником права в том случае, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением.

Правовой обычай – это правило поведения людей, сложившееся в жизни и регулярно используемое людьми в их взаимоотношениях и в результате санкционированное государством в качестве общеобязательного и охраняемого государством.

Однако государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают интересам общества и государства. Право, состоящее из таких обычаев называется обычным правом. Оно было характерно для ранних рабовладельческих и феодальных государств. В рабовладельческих и феодальных государствах санкционирование обычаев происходило через принятие судом решений по поводу отдельных фактов. В современных государствах применение правового обычая очень ограничено и происходит путем отсылки к данному обычаю в тексте закона.

Юридический прецедент.

Юридический прецедент имеет широкое распространение в странах с правовой системой англосаксонского типа.

Под юридическим прецедентом принято понимать решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство может придать общеобязательный характер.

В правовых системах англосаксонского типа наиболее распространен судебный прецедент. В таких странах судебные постановления по конкретным делам служит ориентиром для решения аналогичных дел другими делами в будущем. Однако, следует иметь в виду, что не все судебное решение может стать прецедентом, а только та его часть, которая отражает правовую позицию судьи, которая положена в основу судебного решения.

Нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты в современных государствах занимают ведущее место в качестве источника права. Нормативно-правовой акт представляет собой документ, издаваемый специально на то уполномоченным (компетентным) органом государства, содержащий общеобязательные правила поведения, то есть нормы права. К нормативно-правовым актам следует отнести, например, конституцию государства, собственно конституционные законы, обычные законы, указы главы государства, постановления правительства и т.д. в отличие от других источников права, нормативно-правовые акты более оперативно реагируют на изменяющиеся условия общественного развития и позволяют государству наиболее эффективно урегулировать правом наиболее важные общественные отношения. Нормативно-правовые акты дают возможность недвусмысленно фиксировать содержание правовых норм и не допускать произвольного толкования и применения норм права.

Нормативный договор (договор с нормативным содержанием).

Нормативные договоры имеют место в основном в международном праве, однако в последнее время нормативные договоры получили широкое распространение и во внутреннем российском праве. Прежде всего следует упомянуть Федеративный договор об образовании Российской Федерации 1992 года, а также двусторонние договоры между РФ и ее отдельными субъектами о перераспределении предметов ведения и полномочий.      

Hosted by uCoz